Visitors map

Flag Counter

Thursday, July 25, 2013

День памяти

Мой дед ушел из жизни более двадцати лет назад, но он до сих со мной. И сегодня я опишу, опираясь на детскую память, что я запомнила и несу с собой до сих пор.

В советские времена понятие очереди существовало в сознании многих граждан как единственная возможность получить хоть какую-то материальную льготу. У деда был друг, Николай Петрович, инвалид-колясочник, который жил на мизерную пенсию и перебивался тем, что вырезал по дереву и продавал шкатулки. Он над ними работал так одухотворенно и с любовью, что не очень дышал духом коммерции, поэтому у него дома была собрана целая коллекция. Мне нравилось ходить в гости и рассматривать тонкую и витиеватую резьбу, глазами прослеживать узоры, и я представляла себе какую-то далекую сказочную страну.

Жил он один, в маленькой квартирке и всегда радушно принимал гостей. Выйти на улицу один он не мог, и практически все время проводил в комнате, наполненной брусками дерева и запахом лака. Так вот, у него не было телефона, по сути единственной возможности общения с внешним миром. Друга надо было выручать, т.е. поставить в эту очередь и добиться хоть какого-то движения.

Бабуля безрезультатно писала письма и заявления в различные "комы" и "бесы": гор/рай/облкомы, собесы, обращалась в местный телеком. Ответ был один: "Приходите завтра, сегодня неприемный день" или "Иван Иванович в длительной командировке". Однажды днем бабуля звонила в очередной раз и вела монолог с этой безликой машиной. И в какой-то момент трубку взял дед, не мог он больше сдерживаться и мириться с таким безобразием.

- Барышня, добрый день. Вы, скажите, в чем причина отказа, что не так, какой бумажки не хватает.
- .........
- Вы понимаете, что это инвалид, и в экстренном случае он даже скорую не сможет вызвать.
-........
- Барышня, вы не понимаете, что у мужика ноги отрезаны по самые я...а! Но если надо его личное присутствие у Вас, я лично его притащу на своем горбу!

Через неделю раздался звонок:

- Семеныч, это Петрович. Мне телефон поставили, записывай номер.

________________
 
Еще помню, как мы играли в шахматы. У нас был подарочный набор: одни фигуры белого, другие красного цвета. Пешки в виде русских дружинников с большим щитом, слон был похож на ливонского рыцаря, ферзь - на королеву с длинной мантией, а ладья - высокая и тонкая каменная башня.  Мы играли "на победона" и вели домашний чемпионат. Наверное, один из главных уроков, который я вынесла из игры: иметь мужество признавать свое поражение и жать руку противнику.

Деда говорил:
- Ты подумай, где допустила ошибку и в следующий раз сделай по-другому. Но противнику надо спасибо говорить.
____________________
 
Каждую осень мы делали кормушки для птиц и вывешивали их на форточку. Мне нравился процесс, когда мастерила своими руками из дощечек и фанеры домик. Однако, суть и цель занятия была не столько научить меня держать молоток и забивать гвозди. А скорее, научить не быть равнодушной.

"Зима настанет, птичкам будет холодно и трудно добывать пропитание."

В нашей кормушке пичужки пировали: там были и кусочки хлеба, и зерно, и сало.
____________________
 
Мой дед часто слушал Высоцкого, и его песни я услышала раньше, чем пошла в школу на уроки пения социально правильных песен. И по случайности (?) дед ушел из жизни тоже 25 июля.

Я нашла ту, что особо часто слушали вместе:





 

No comments:

Post a Comment